Восемь ступеней йоги

1.    Яма – соблюдение всеобщих моральных заповедей или законы поведения в социуме.
Яма  разделена на пять частей:

                        ♦ Ахимса – не насилие. 
Не причинение вреда - это высшее правило морали, главное из всех Ям.

Йогин не только не должен сам причинять вред другим, но также не   должен быть побочной причиной вреда и не должен побуждать другого на совершение вреда. Ахимса также рассматривается, как Любовь ко всему существующему.

Ахимса практикуется на трёх уровнях:

- в поступках: заключается в безусловном беззлобном отношении ко всем живым существам во все времена и в любых ситуациях

- в словах: воздержание от сплетен

- в мыслях: воздержание от дурных или осуждающих мыслей

                     ♦ Сатья – правдивость и честность
Сатья предполагает абсолютную правдивость на трёх уровнях:

- в поступках: отказ ото лжи, клеветы, оскорблений, ругани

- в словах: контроль над речью, практика молчания

- в мыслях: воздержание от высмеивания того, что другие считают священным. 

                     ♦ Астейя – не укради.
Астея – воздержание в делах, речах и мыслях от захвата чужого имущества, чужих идей и чужих мыслей.

                     ♦ Брахмачарья – сдержанность и контроль над половым   влечением. 
Брахмачарья переводится буквально, как «поведение Брахмана» и подразумевает построение жизни в соответствии с духовными идеалами. Это, скорее, состояние ума и духа. 

Многие мудрецы и йогины Индии были женаты и выполняли социальную и моральную ответственность. Брахмачарья это контроль над влечениями в делах, речах и мыслях и преданность своей семье.

Брахмачарья - это путь мудрости.

                    ♦ Апариграха – бескорыстие, не стяжательство.
Не копить, не собирать, не принимать дары. Йогин тренирует свой ум не ощущать недостатка ни в чём. Тогда всё, в чём он действительно нуждается, приходит к нему без всяких усилий в надлежащее время. Равнодушие к вещам даёт спокойствие.

2.    Нияма – внешнее и внутреннее очищение через самодисциплину или индивидуальные правила поведения, дисциплинирующие практикующего.Нияма разделена на пять частей:

                  ♦ Сауча – чистота.Через практику саучи мы достигаем чувства отстранённости от тела .
Сауча рассматривается на трёх уровнях:

- чистота тела: Практика крийи, асан и пранаямы. Физическая и энергетическая чистота принимаемой пищи. Гигиена, ношение чистой одежды, поддержание жилища в чистоте и порядке.

- чистота речи: соблюдение норм языка, хорошая дикция, нравственность высказываний.

- чистота мыслей: отсутствие отрицательных эмоций таких, как ненависть, гнев, страх, алчность, гордыня, страсть, вожделение и т.п.

                 ♦ Сантоша – удовлетворённость.
Сантоша это поддержание постоянного положительного эмоционального фона, что должно стать естественным состоянием для йогина.

                ♦ Тапас – строгость, аскетизм, самоограничение.
Тапас буквально переводится как «жар», «горение», «пламенеть».

Практика тапаса закаляет волю, что даёт йогину силу тела и ума, мужество и мудрость.

Практика тапаса это пост, длительное сидение, длительное молчание и т.п.

               ♦ Свадхъяйя – самообразование, самоанализ.
Это и изучение себя, и изучение через себя.

Любая форма медитации является средством подробного изучения себя.

Изучение философских текстов любых систем и религий, духовные беседы, чтение эзотерической литературы даёт самообразование.

              ♦ Ишвара Пранидхана – вера в Бога.
Посвящение йогином всех своих действий, слов и мыслей Высшей Цели./Для многих практикующих цель будет различной, но дорога к ней всегда учит любви и мудрости и ведёт к совершенству. Этот путь затрагивает сердце, чувства.

3. Асана – поза, положение. Патанджали учит тому, что поза должна быть устойчива и удобна. Это достигается расслаблением и сосредоточением.Неподвижное и комфортное состояние физического тела называется асаной .

Все позы требуют определённого психического настроя и концентрации внимания на различных частях тела. Асаны не только укрепляют и очищают тело, но и развивают осознанное сосредоточение, необходимое на последующих ступенях йоги.

Система асан вырабатывалась тысячелетиями. Каждая из них обеспечивает широкое или избирательное воздействие на мускулы, нервы, органы или железы организма.

Основное назначение асан – сделать ум и тело здоровыми, управляемыми и безотказными. Но это лишь средство настройки ума и тела. Не следует останавливаться на этом промежуточном этапе, даже достигнув его высот. Если человек встаёт на путь культа тела, то он погиб для йоги.

Только гармоничное развитие физических способностей и душевных качеств обеспечивает единство, которое называют Йогой.

4. Пранаяма – контроль над дыханием.

Сваса (пурака) или вдох, прасваса (речака) или выдох и кумбхака или задержка на вдохе и/или на выдохе называется пранаямой .

Прана – энергетическая основа всего существующего. Прана – жизненная энергия, физически проявляющаяся в дыхании. Ааяма – расширение.

Поэтому пранаяма - это увеличение жизненной энергии через контроль и регуляцию её потока в теле. 

С помощью пранаямы удаляются покровы, скрывающие внутренний Свет (Сутра 2/52).

Научившись управлять дыханием, йогин получает возможность контролировать чувства, что позволяет ему перейти к следующим ступеням.

5. Пратьяхара – контроль над чувствами (вкус, прикосновение, запах, зрение и слух), отвлечение органов чувств от объектов чувств, полное сосредоточение на внутреннем.

Отвод органов чувств от всех мировых желаний и искушений, фиксация их на чистой природе ума (читта) и есть пратьяхара. 

Контроль над чувствами, которые по обыкновению направлены наружу, и насильственное направление их вовнутрь себя называется пратьяхарой. 

Пратьяхара – это освобождение ума от власти чувственных объектов, отвращение чувств от привязанностей внешнего мира. Йогин уничтожает мысли, порожденные невежеством и мраком, и культивирует в себе всё чистое и светлое, что даёт ясность ума..

6. Дхарана – концентрация на объекте или на процессе практики, сосредоточение.Полное погружение ума в любые благоприятные мировые объекты, что помогает в концентрации и уменьшает отвлечение внимания; или погружение ума в Мастера (гуру); или в ОМ и есть дхарана.

Когда достигнута пратьяхара, дхарана подразумевает концентрацию только на самости. В центре тела расположено сердце, в центре сердца – лотос, центр чистого сознания. Концентрация на нём и есть дхарана.

Задача йогина на этом этапе – научиться удерживать мысль на одном предмете. Дхарана – это мысленное сосредоточение на объекте, реальном или воображаемом.

Для истинной концентрации необходимо полное спокойствие тела, дыхания и сознания, что достигается на предыдущих ступенях.

7. Дхьяна – медитация, созерцание.

Непрерывный полёт сознания, нерушимый как поток масла, зафиксированный на внутреннем благоприятном объекте и есть дхьяна. 

Осознание Себя через концентрацию ума на Себе и есть дхьяна.

Для начала нужно концентрироваться на стабильной твёрдой форме. Это сагуна дхьяна – медитация на объект.Далее следует концентрироваться на отсутствии формы. Это ниргуна дхьяна - субъективная медитация.

Когда достигается совершенная концентрация, становится возможным длительное мысленное созерцание объекта. Углублённое состояние концентрации и есть медитация.

8. Самадхи или Кайвалья – соединение с вселенской энергией, с Высшей Реальностью, экстаз.

Когда медитирующий, объект медитации и процесс медитации становятся едины и не могут быть отделены друг от друга – это состояние называется самадхи. 

Самадхи – состояние равновесия, в котором душа индивидуума и верховная энергия сливаются в одно. Это Адвайта или отсутствие дуальности. 

Самадхи – это высшая точка медитации, совершенное самоуглубление, где происходит слияние йогина с Духом Вселенной.